02 марта в Институте Мировых Цивилизаций, Москва, прошла Всероссийская с международным участием научно-практическая Конференция "Государственная политика и управление в области спорта".
http://shot.qip.ru/00SLJE-5GSrg895p/ Сопредседатель Оргкомитета Конференции - М.В.Дегтярев, Председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.
Выступил там с докладом на тему" Основные проблемы государственной политики и управления в области спорта на современном этапе и пути их решения посредством совершенствования действующего федерального законодательства".
Основной смысл доклада - посредством анализа действующего законодательства показать, что сейчас в России отсутствует напрочь государственная политика в области спорта и напрочь отсутствует государственное управление. Показал. Достаточно сказать, что в ныне действующий ФЗ "О физической культуре и спорте" со дня его принятия (2007г.) по настоящее время внесено 40 (!!!) поправок,из них по годам: 2008 - 1, 09 - 4, 10 - 4, 11 - 7, 12 - 4, 13 - 5, 14 - 5, 15 - 5, 16 - 5. Такая чехарда с внесением поправок напоминает латание дыр на кафтане исключительно в ответ на внешние вызовы, но никак на совершенствование собственной гос.политики. В ответ на стремительное внесение поправок в Закон основные субъекты спорта - общероссийские спортивные федерации - вынуждены реагировать путем внесения изменений и дополнений в свои Уставы. Такая таблица - схема внесения поправок в Уставы федераций и Утав ОКР по годам в корреляции с поправками в Закон - также была представлена.
Не всегда и не все федерации в силу разных причин строят свою деятельность в соответствии с быстро меняющимся Законом, что с неизбежностью порождает самые негатвные процессы внутри федераций - зачастую текущая деятельность федераций приходит в противоречие с действующим законодательством.
В настоящее время мировой скандал с допингом в российском спорте - это еще цветочки. Ягодки последуют очень скоро, в виде громких скандалов и возможных судебных процессов внутри России в сфере спорта, с проблемами допинга никак не связянных. Подобные негативы будут вспыхивать в связи с теми минами, которые заложены в действующий Закон о спорте.
Даже при разработке и принятии Федеральной Целевой Программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" Правительством России было выделены основные препятствия вреализации Программы:
1. Отсутствие системности в решении стоящих перед государством задач в этой области;
2. Снижение уровня и отсутствие стабильности результатов в спорте высших достижений;
3. Разобщенность усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в деле формирования тяги к занятиям физической культурой и спортом, спортивного резерва;
4. Снижение активности использования потенциала спорта при позиционировании Российской Федерации на международном уровне;
5. Снижение социальной эффективности физкультурно-спортивной деятельности в части воспитания детей и молодежи, формирования положительных примеров и ориентиров в обществе.
Мной в докладе на Конференции предложен выход из этой ситуации.
Первое, и самое главное - в сфере государства и права - вместо действующего Закона о спорте, подготовка
Спортивного Кодекса Российской Федерации, по аналогии с Гражданским Кодексом, Трудовым Кодексом и т.п.
Кодекс — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей. Структура кодекса часто отражает систему отрасли.
Сама же кодификация — процесс, направленный на сбор разрозненных, фрагментированных норм в единый нормативный комплекс.
В кодексе должна быть заложена совершенно другая модель развития отрасли физической культуры и спорта. Основной субъект - человек, личность, личный капитал. Должны быть введены и прописаны понятия "спортивная правоспособность" и "спортивная дееспособность". В этой части Закон ЛНР опередил законодательство России! Должны быть заложены и прописаны совершенные механизмы подготовки кадров для отрасли. Должен быть законодательно ликвидирован значительный разрыв, наблюдающийся, к сожалению, в настоящее время, между наукой, образованием и тренерской практикой. Такие схемы деятельности есть, надо только их прописать и внедрить. Значительный сдерживающий фактор в деятельности спортивных федераций - привязка их к Закону об общественных объединениях. Федерации должны действовать на несколько иных принципах.
Второе - это изменение внутренней структуры Минспорта и создание территориальных органов управления отраслью посредством формирования Спортивных Округов России. Подобная норма заложена в ст.78 Конституции РФ. В России существуют военные округа, арбитражные округа (арбитражных судов), совершенно не совпадающие с Федеральными округами, но спорт почему-то привязан к Федеральным округам, которые создавались Укзом Президента совершенно в других целях.
Определение Спортивного Округа содержится в Законе ЛНР "О физической культуре, физическом воспитании и спорте в ЛНР": "Спортивный Округ – часть территории Луганской Народной Республики, определяемая государственным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта как наименьшая территориальная единица для комплексного развития большинства базовых видов спорта. Границы спортивных округов определяются государственным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта с учетом количества населения, проживающего на этих территориях и наличия необходимой физкультурно-спортивной инфраструктуры для комплексного развития большинства базовых видов спорта в границах каждого спортивного округа".
С разделением, "разбивкой" всей территории РФ на Спортивные Округа - межрегиональные образования, в каждый входит несколько соседних регионов России - улучшится и упростится государственное управление отраслью. Таких Спортивных Округов в России должно быть сформировано от 15 до 25, каждый Округ формирует свои спортивные сборные команды, на чемпионатах и первенствах России при этом выступают не команды регионов, а команды Спортивных Округов. Основная "спортивная жизнь" должна проходить внутри этих территорий, где возможно наладить совершенную организации спортивных соревнований, включая логистику, создаваемую в том числе и на основе частно-государственного партнерства. Подобная структура организации спортивной деятельности даст возможность значительно расширить сеть межрегиональных турниров различного уровня по различным видам спорта в рамках Спортивных Округов со значительным сокращением необоснованных фиансовых затрат из региональных бюджетов.
Многое что еще было сказано в докладе, но пока ограничусь этим сообщением.